Итоги круглого стола на тему «Состояние и проблемы образования повышенного уровня для одарённых детей»

 Мероприятие состоялось 14 марта 2015 года в МОУ "СОШ № 6" города Коряжмы.
 На мероприятии присутствовали представители школ города, отдела образования управления социального развития города Коряжмы, представители образовательных организаций гг. Котласа, Великого Устюга, Ухты, Инты, Вельска.   
 Круглый стол прошел в рамках Межрегионального турнира обучающихся школ, лицеев и гимназий «Интеллектуальный марафон – 2015».

 Заслушаны доклады:

1. Докладчик: Пантелеева Н.В.,  учитель математики МОУ «СОШ № 5 города Коряжмы»
«Авторский подход к разработке программ повышенного уровня по математике»
2. Докладчик: Спиричева Е.В., учитель биологии  МОУ «СОШ № 1 г. Коряжмы».
«Развитие одарённости через взаимодействие  учителя и ученика на уроках биологии»
3. Докладчик: Лысцева М.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 4 города Коряжмы».
«Развитие одарённости у обучающихся во внеурочное время»
4. Докладчик: Кондратова Н.А., учитель математики МОУ «СОШ № 3 г. Коряжмы».
«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через организацию  работы кружка»
5. Докладчик: Подыниногина Т.А., учитель технологии МОУ «СОШ № 6 города Коряжмы».
«Развитие одарённости через факультативные занятия по технологии (обслуживающий труд)»
6. Докладчик: Новосёлова Л.А., учитель русского языка и литературы.
«Развитие одаренности через реализацию программы «Школьный пресс - центр»
7. Докладчик: Цимерман С.И., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 6 города Коряжмы».
«Школа дебатов как средство  развития креативных способностей обучающихся»

 В ходе мероприятия состоялись коллективные обсуждения актуальных тем содержания образования одарённых детей. Раскрыты принципы развивающего и воспитывающего обучения.
 Отмечено, что в обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и перепрыгивания через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может свести на нет все преимущества продвижения одаренных обучающихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями.
  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В школе № 6  широко распространены школы с углубленным изучением математики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, программы, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому истощению обучающихся. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.
  3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

 Два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
 Для реализации воспитательных целей обучения необходимо в содержании всех учебных предметов выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.
В рамках «круглого стола» рассмотрены также проблемы одаренности. В настоящее время обсуждаемая тема становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
 Ключевая проблема обучения и развития одаренных детей заключается в том, что образовательная технология (цели, содержание и методы) обучения одаренных детей должна соответствовать природным физиологическим и психологическим, а также социальным особенностям и закономерностям развития учащихся.
 Исходя из этого основным этапам в определении (подборе, разработке) образовательной технологии для работы с одаренными детьми является  определение индивидуально-психологических, типологических и возрастных особенностей контингента одаренных детей.
 Выступающие остановились на тех проблемных точках, которые характерны для развития многих детей с признаками одаренности:

1)  проблемность одаренного ребенка в развитии познавательной сферы его психики (сознания), которая определяется в разных случаях несоответствием:
-  между опережающим уровнем его познавательного развития и уровнем учебных программ и методов обучения;
-  темпа работы одаренного ученика/ученицы (слишком быстрый или слишком медленный) по сравнению с другими обучающимися того же класса (возраста);
-  между чрезвычайно высокой познавательной активностью и возможным низким уровнем (вплоть до отсутствия и боязни) творческой активности;
2)  проблемность в личностном развитии одаренных детей, которая может определяться:
-  неравномерностью в развитии познавательной, личностной и других сфер психики, в частности, опять же в разных случаях:
-  завышенной или заниженной самооценкой;
-  тем, что мотивированность к обучению у высокоодаренных детей имеет не столько социальный (страх перед плохой оценкой или карьерные амбиции), сколько присущую им по природе одаренности ненасыщаемую познавательную активность;
-  низким уровнем развития произвольной саморегуляции «своих эмоциональных состояний и поведения» и, как следствие, неумением преодолевать трудности, неприятием социальных норм поведения и т.п.;
-  невключенностью в детское сообщество одноклассников;
-  конфликтностью в общении со сверстниками и взрослыми, в первую очередь с учителями.

 Все обсуждаемые темы вызвали большой  интерес у аудитории.
 Проведённое мероприятие показало, как важен систематический обмен мнениями специалистов разных организаций, которые работают над схожими задачами. Намечены пути дальнейшего тесного взаимодействия всех организаций.

 Участники круглого стола пришли к следующим выводам.

 Цели и задачи работы с одаренными детьми должны быть ориентированы:

  • на достижение определенного уровня обученности по общеобразовательным предметам – традиционная цель обучения;
  • на более раннее достижение высокого уровня обученности по специальным предметным областям: математической, технической, художественной, музыкальной, языковой, спортивной и т. д. – традиционная цель специального обучения;
  • развитие у обучающихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста (игровая, учебная, коммуникативная, допрофессиональная и т.п.) – цель развивающего обучения;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся в различных сферах человеческой деятельности – цель развивающего обучения;
  • создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых обучающимся для проявления и развития не только их одаренности, но и других социально необходимых способностей – цель развивающего образования.

 В зависимости от целей обучения по-разному решается и проблема определения содержания и методов обучения.

 В ходе мероприятия  сделан акцент на то, что работа с одарёнными школьниками диктует определенные требования к личности педагога, а именно:

  • желание работать нестандартно;
  • поисковая активность, любознательность;
  • знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
  • готовность педагога к работе с одаренными детьми.