Резолюция Всероссийской научно-практической конференции
«Проектная и исследовательская деятельность в образовательном пространстве дошкольного учреждения, школы, вуза»
(09 декабря 2011 года, Коряжма)
«Проектная и исследовательская деятельность в образовательном пространстве дошкольного учреждения, школы, вуза»
(09 декабря 2011 года, Коряжма)
9 декабря 2011 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проектная и исследовательская деятельность в образовательном пространстве дошкольного учреждения, школы, вуза», организованная муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №6 города Коряжмы» Архангельской области при поддержке отдела образования администрации МО «Город Коряжма», ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», филиала ГАОУ ВПО «Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В.Ломоносова» в г.Коряжма.
В числе участников Конференции – ученые, преподаватели учреждений высшего профессионального образования, специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители, заместители руководителей образовательных учреждений школьного и дошкольного образования, учителя школ, гимназий, лицеев, педагоги дополнительного образования Архангельской, Кировской, Вологодской, Ростовской областей, Республики Коми, Чукотского Национального автономного округа. В очной и заочной форме работы конференции приняли участие более 230 человек.
Конференция преследовала цели: анализ современных тенденций проектной и исследовательской деятельности дошкольных и образовательных учреждений; пропаганда успешного опыта; выявления путей развития и возможности разработки стратегии повышения качества образования в школах, вузах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В пленарном заседании приняли участие 120 человек. Заслушав пленарные доклады, участники конференции обсудили позитивный опыт организации проектной и исследовательской деятельности по направлениям:
- педагогическое и методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности; готовность педагогов;
- исследовательская деятельность обучающихся в рамках НОУ;
- опыт использования проектной и исследовательской деятельности в рамках преподавания отдельных предметов;
- формы и виды представления результатов;
- технология организации проектной и исследовательской деятельности: проблемы и перспективы.
Конференция работала по 9 направлениям (секциям), в работе которых приняло участие 80 человек. В ходе работы конференции большое внимание было уделено методам работы по формированию исследовательских умений на разных возрастных этапах и уровнях образования, выделены основные особенности развития исследовательской культуры:
- в дошкольном образовании – поддержка исследовательского интереса ребенка;
- в начальном школьном образовании – формировании исследовательского поведения как средства развития познавательного интереса и положительной мотивации к учению;
- в основной школе – развитие у учащихся умения самостоятельно ставить и достигать цели в познавательной деятельности на основе применения приемов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и дополнительного образования;
- в старшей школе - определение исследовательской позиции и развитие исследовательской деятельности как универсального способа познания;
- в профессиональном образовании – становление исследовательской культуры как профессионального способа деятельности.
Участники Конференции отметили, что проектная и исследовательская деятельность учащихся, воспитанников, студентов выступают одним из условий повышения качества образования, понятия исследовательская и проектная деятельность вошли в образовательный стандарт нового поколения. В этих условиях большое значение приобретает организация сопровождения и поддержки деятельности педагогов, внедряющих исследовательские и проектные методы в образовательный процесс, меняется содержание профессиональных требований к выпускникам педагогических специальностей. Участниками конференции был высоко оценен представленный опыт работы по данному направлению, отмечена его практическая и научная значимость и рекомендован для реализации в образовательных учреждениях всех типов.
По итогам конференции выпущен сборник научных трудов ( в авторской редакции) по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного университета с присвоением ISBN 978-5-456-00014-9.
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ Р Е К О М Е Н Д У Ю Т :
1) муниципальным органам управления образованием:
- обобщить и содействовать распространению лучшего муниципального опыта конкретных педагогов, образовательных учреждений, по внедрению исследовательской и проектной деятельности;
- продолжить развитие системы информационного обмена между участниками, расширять сферу взаимодействия заинтересованных специалистов;
- организовать издательскую деятельность по данному направлению, в которой пропагандировать лучший опыт педагогов, лучшие работы учащихся;
- рассмотреть возможность создания виртуального музея образовательных учреждений города (муниципального образования).
2) руководителям образовательных учреждений:
- содействовать участию педагогов в непрерывном повышении квалификации в образовательном учреждении (постоянно действующие семинары, мастер-классы, семинары-практикумы и др.), в том числе и по вопросам исследовательской и проектной деятельности;
- оказывать поддержку педагогам-руководителям исследовательских работ, научным обществам учащихся;
- обобщать и транслировать инновационный опыт педагогов по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;
3) педагогам образовательных учреждений:
- при разработке образовательной и программ воспитания учитывать данное направление;
- осваивать актуальные формы работы, основанные на принципах интерактивной, исследовательской, проектной деятельности воспитанников, обучающихся, их родителей;
- активизировать интерес учащихся к проектной и исследовательской работе через участие в мероприятиях разной направленности и разного уровня.